Нидерландский поэт Якоб Кате в стихотворении "Зима жизни" писал:
Цветы, листва, трава - все,
Чем цветет Природа,
Суть книги для людей, уроки
Для народа.
Подобными "книгами" можно считать картины нидерландских мастеров натюрморта. В стране существовали различные центры, специализировавшиеся на определенных видах этого жанра, даже сейчас можно натюрморт купить тех художников. Так, в Хаарлеме писали "завтраки", в Гааге — рыбу, в Лейдене с его университетом — "ученые" полотна, посвященные теме бренности бытия. В Утрехте пользовались популярностью картины, изображавшие цветочные букеты, а в Антверпене любили создавать большие декоративные композиции с гирляндами цветов.
О том, насколько были популярны "цветочные картины", свидетельствует искусство Даниэля Сегерса (1590-1661), монаха ордена иезуитов и одновременно художника, писавшего цветы и гирлянды. Современники сообщают, что его мастерскую неоднократно посещали высочайшие особы, которые преподносили мастеру подарки, оценивавшиеся в баснословные суммы, например, золотые кисти и золотую палитру с выгравированной латинской надписью: "Даниэлю Сегерсу, живописцу цветов и цветку среди живописцев".
Сегерс изображал не просто "цветы". Центром его композиций всегда было скульптурное изображение Богоматери, младенцев Христа и Иоанна, окруженных гирляндами великолепных, благоухающих цветов, поражающих своей одухотворенностью.
Художник-монах жил в южных Нидерландах, остававшихся под владычеством Испании, где процветал католицизм. В северных же Нидерландах, провозгласивших независимость от Испании, государственной религией стало протестантство, при котором было невозможно буквальное изображение Евангельских сцен.
Поэтому вместо картин на темы Библии появляются жанровая живопись, натюрморт, в скрытом, зашифрованном виде напоминающие зрителю евангельские истины. Такой подтекст характерен и для "цветочных картин". Именно в XVII веке широко распространяется эмблематика, складывается особое, "эмблематическое" мышление, отразившееся в произведениях изобразительного искусства и литературы. Как отмечает Ю.Н. Звездина в своем исследовании "Эмблематика в мире старинного натюрморта", "огромное количество сборников эмблем, издававшихся в разных центрах Европы, являлось воплощением увлечения сложным иносказанием".
Одним из самых популярных сборников стал четырехтомник И. Камерария, выпущенный в Нюрнберге в 1604 году. В первой книге представлены сто эмблем с растениями, переданными настолько объемно и точно, что их изображениями позднее пользовались в своих картинах мастера натюрморта.
Своеобразным образцом "эмблематического" мышления можно считать стихотворение Я. Катса "При рассматривании цветка, называемого в сих местах императорскою короною". Поэт рассказывает о том, как он, собираясь с заходом солнца закрыть свой сад, рассматривал растения. Более всего ему понравился цветок, как бы укрепляющий дух человека: венчики цветков смиренно склонены вниз, тогда как созревшие плоды тянутся к небу, и когда растение умирает, остаются в таком же виде. В этом Я. Кате увидел символ, много говорящий истинному христианину, для которого не может бытьничего лучше смирения духа и предвкушения вечности. Рябчик императорский, означающий добродетель и христианское смирение, постепенно входит в "цветочные картины" знаменитых нидерландских мастеров XVIII века.
Другое растение, часто встречающееся на полотнах, — незабудка. Одна поэтесса в сонете "О маленьком, хорошо известном цветке", отмечает, что пять лепестков незабудки напоминают о пяти ранах Христа. Зеленые стебель и листья (цвет надежды) "учат, что мы не должны унывать: Бог нас не забудет."
Подснежники и ветви цветущего померанца, означающие чистоту, посвящались Богоматери. Их изображение мы находим на картине Д. Сегерса "Мадонна в цветах". Справа внизу — стебель чертополоха с двумя цветками — символ страстей Христа. В картине "Мадонна с младенцем в гирлянде цветов" преобладают розы, бывшие символом Мадонны, тюльпаны, которые здесь означают обращение Марии к Богу, и нарциссы, в ряде случаев символизировавшие триумф Божественной любви и победу над смертью и грехом.
Гроздья винограда и колосья символизировали Христа и указывали на таинство Евхаристии.
Исследователи отмечают, что в "цветочных картинах" ярко выражена связь между декоративностью произведения и смысловым содержанием. Букеты изображены на основе определенных композиционных схем. Одна из наиболее ранних – радиальная: стебли расходятся от центра до горлышка вазы. Подобные букеты чаще всего встречаются в картинах Й. Хуфнагеля, считающегося основоположником нидерландского цветочного натюрморта.
Второй тип цветочной композиции характерен для первой четверти XVIII века и свойственен творчеству Яна Брейгеля Бархатного. Форма букета у него приближается к прямоугольной и заполняет всю плоскость холста.
Третья разновидность "цветочных картин" имеет в основе композиции равнобедренный треугольник. Так, в картине Яна де Хема "Череп и букет цветов" большую роль играет тонко продуманная композиция букета. Его увенчивает большой махровый мак — традиционный символ сна и смерти.
Снизу изображен сломанный цветок гвоздики, тоже означающий смерть. Полуосыпавшийся пион символизирует бренность плоти.
Теме смерти противопоставляется знак надежды на спасение: на темном фоне золотистыми искрами вспыхивают тонкие колосья, соответствующие эмблеме: "Надежда на другую жизнь". Вечнозеленый плющ, которым увит череп, — символ вечной жизни. Букет увенчивает синий ирис — олицетворение Небесного царства и отпущения грехов.
На протяжении всего XVIII века сохраняется общий смысл цветочного букета как символа бренности.
Это демонстрирует "Букет цветов" Яна Брейгеля Бархатного, где изображена раковина, традиционный образ смерти. Подснежник вверху композиции — символ добродетели и чистоты, художник вводит в тему бренности мотив надежды.
Многие "цветочные картины" отличаются особой усложненностью символического языка. Такова картина А. Босхарта Старшего "Букет цветов в проеме окна".
На каменном парапете возле небольшой стеклянной вазы помещены символы бренности — цветок гвоздики, раковины, паук. На лепесток ириса опустилась стрекоза — насекомое, служившее символом спасенных душ.
На картине Дирка ван Делена "Тюльпан в вазе", созданной в год, когда тюльпаномания в Нидерландах достигла своего апогея (до сих пор сохранилась надпись на стене одного дома в Амстердаме, гласящая, что два каменных дома, снесенных на этом месте, были куплены в 1637 году за три луковицы тюльпана), тюльпан представлен как символ "суеты сует". Об этом говорит изображение раковин. И в то же время сама "философия" этой картины находится в резком противоречии с той утонченной, филигранной техникой живописи, с которой переданы эти изысканные и дорогие вещи.
натюрморт купить