В природе 7 основных цветов, а остальные их оттенки и комбинации. Вот об этом и забывают молодые художники в своем стремлении применить краску с точным цветом изображаемой на холсте натуры. Таких красок в принципе не бывает, и чтобы получить краски, охватывающие нужные оттенки, необходимо их смешивать. При этом в цветовом миксе участвуют как минимум 2-3 краски. Интересным является опыт старых мастеров кисти, которые для получения шедевров использовали всего 7-8 красок.
Какими бывают масляные краски?
непрозрачные кроющие – белила и кадмий;
полупрозрачные – земляные краски;
прозрачные – умбра, ультрамарин и краплак.
Например, тонкий прозрачный слой, нанесенный по высохшей краске, даст новый оттенок. Ну а если краску смешать с белилами, то они превратятся в кроющие, а мы получим новый цвет.
Знание особенностей перечисленных видов красок является обязательным условием для начинающих художников при написании картин маслом или в переводе на английский oil paintings.
Палитра
Процесс смешивания красок происходит на палитре, которая должна быть пропитанной маслом. На ней также для удобства работы имеются отверстие для большого пальца и специальная выемка для остальных пальцев руки. На многих палитрах имеются чашечки для красок. При выборе материала палитры предпочтение отдается дереву или фанере.
Наложение красок на палитру
Для наложения красок на палитру имеется определенный порядок, нарушение которого может привести к получению некачественных (грязных) цветов.
Краски на палитре накладываются (если нет чашечек) от левого нижнего края в следующем порядке: синий, зеленый, желтый, оранжевый и после земляных цветов. Белила в связи с их большим расходом берется много. Их мы накладываем отдельно.
На палитры краски должны быть только в необходимом количестве. Их смешивание должно осуществляться в середине палитры.
По завершении работы палитра очищается с помощью мастихина. После очищения ее вытирают промасленной тряпкой.
Смешивание красок
В связи с различными свойствами отдельных красок их нельзя смешивать. Например, нецелесообразно смешивать ультрамарин с земляными красками, с которыми в свою очередь не выдерживают краплак и золотисто-желтая краски.
Перед использованием тюбиков с красками обратите внимание на количество отображенных на них звезд. Чем больше звезд, тем выше у красок светостойкость. Максимальное количество звезд – 3.
С целью одновременного и объективного восприятия цветовых соотношений между мазками, их необходимо сразу наносить на холст. На палитре создается другое восприятие их оттенков.
На практике иногда возникает необходимость изменения густоты красок. Для этого используются разбавители (уайт-спирит или пинен). Процесс получения нужной густоты осуществляется непосредственно при смешивании красок перед добавлением второй краски. Растворитель добавляется в краску с помощью кисти.
В завершении хочется добавить, что от владения техникой масляной живописи во многом зависит полноценное воплощение вашего художественного замысла.