«Цирк» - последнее большое полотно Сёра. Картина была представлена публике на Салоне Независимых в марте 1891 года, за несколько дней до смерти художника. В очередной раз Сёра становится своеобразным «возмутителем спокойствия»: критики безжалостно язвительны, а публика вновь ощутила смутное беспокойство, более того – неловкость.
Преждевременная смерть художника делает картину своеобразным завещанием, и, хотя автор не мог этого предугадать, совершенно очевидно, что «Цирк» является достойным завершением творческого пути Жоржа Сёра. Не будем забывать, что на протяжении всей своей жизни художник вел непрекращающийся диалог, временами напоминающий спор, как с приверженцами
академической живописи, так и со своими более молодыми современниками, преклоняющимися перед импрессионизмом. Так вот «Цирк» представляет собой не только продолжение этого диалога, но и переосмысление Сёра своего собственного творчества, в особенности, раннего. В «Цирке» Сёра изображает группу людей, созерцающих зрелище, более того, создается впечатление, что цирковое представление пришли посмотреть те, кого удалось заманить своим торжественным маршем музыканты. Повернутый к нам спиной клоун на первом плане является организатором зрелища. По искаженной шутовской гримасе можно догадаться о том, каков он на самом деле – всемогущий артист и одновременно беспомощный человек, коварный искуситель и вместе с тем грустный мим…
Движения персонажей «Цирка» кажутся механическими, поэтому цирковые артисты похожи на марионеток. Конечно же «Цирк», как и любое великое произведение, не ограничивается только художественной полемикой и заимствованиями – он оригинален и имеет свое неповторимое звучание. Мазки не прилегают близко друг к другу и часто находятся на таком расстоянии, что между ними проглядывает белизна полотна. Кроме того, в «Цирке» Сёра тщательней, чем обычно, работает над геометрией пространства, но это делает картину уплощенной.
Как и многие другие картины Сёра, «Цирк» имеет нарисованное пунктиром обрамление. Этот прием помогает подчеркнуть колорит (темно-голубые рамы сочетаются с общей тональностью картины), а также позволяет эффектно выделить основной мотив из общей композиции.