Интересуют ли вас услуги качественной печати картин на холсте (репродукции)? |
Актуальность задачи развития кустарной, ремесленной промышленности в условиях разрухи после Октябрьской революции определялась тем, что изделия национальных промыслов пользовались спросом за рубежом. Кроме того, в кустарной промышленности была занята значительная часть работоспособного населения. В апреле 1919 г., в разгар гражданской войны, В. И. Ленин подписал декрет ВЦИК и СНК «О мерах содействия кустарной промышленности», согласно которому предприятия этой отрасли объявлялись неприкосновенными, и принималась программа по развитию художественных школ.
Сегодня нельзя точно сказать, когда на гжельской земле было организовано первое при советской власти художественно-промышленное образовательное учреждение, но найденная «Личная штатная ведомость» Гжельских мастерских содержит информацию, дающую основание утверждать, что наиболее вероятным периодом является 1918 г.
В 1919 г. было принято «Положение о художественно-промышленном совете», копия которого выслана и в Гжельскую профшколу. В этом документе, подписанном А. Луначарским, говорится: «Художественно-Промышленный Совет рассматривает и представляет в Коллегию Художественно-Промышленного Отдела на утверждение все вопросы, касающиеся как художественно-промышленного образования, так и развития и совершенствования в области Художественной промышленности».
В октябре 1919 г. состоялось первое заседание Художественно-Промышленного Совета, куда официальным письмом были приглашены гжельские керамисты. В «порядке дня» третьим пунктом стояло обсуждение положения художественно-промышленных и учебно-производственных мастерских .
В конце 20-х гг. СССР берет курс на решение «триединой задачи по коренному переустройству общества» (индустриализация, коллективизация сельского хозяйства и культурная революция). В годы первой пятилетки (1928 - 1932) коллективные хозяйства (колхозы) организовывались не только для сельскохозяйственного производства. Создавались и так называемые промысловые колхозы (промколхозы) - добровольные кооперативные объединения крестьян, сочетавших сельскохозяйственное производство с занятием кустарными промыслами. В полной мере такой тип коллективного хозяйства относился к гжельскому району традиционного бытования керамического народного художественного промысла. Все артели, активно создающиеся в гжели на рубеже 20-х - 30-х гг., имели статус промколхозов с общими станками, сырьем, плановым ведением хозяйства и периодической финансовой и административной отчетностью перед контролирующими органами.
Основным типом с 1920 г. по 1940 г. являлась школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). В сельской местности квалифицированных рабочих готовили школы крестьянской молодежи (ШКМ). В Гжели и некоторых других районах, где были развиты кустарные промыслы, создавались школы кустарного ученичества (ШКУ), купить Гжель можно было в основном только здесь.
В декабре 1926 г. был подготовлен и представлен для утверждения в Моспрофобр проект устава Гжельской Школы Кустарного Ученичества, и в начале 1927 г. Гжельские учебные мастерские были преобразованы в Гжельскую керамическую школу кустарного ученичества (ГШКУ), при этом первые документы ГШКУ печатались на бланках Гжельской керамической школы образца 1923 г.
Имевшая место в первые годы советской власти «чехарда» с организацией кустарной промышленности и художественно-промышленного образования на самом деле говорит о серьезности, с которой молодое советское государство относилось к народным художественным промыслам (в частности, к гжельскому), реформированию их и соответствующего направления народного образования. Характерной чертой развития художественно-промышленного образования тех лет был поиск оптимальных организационных форм обучения, предусматривающих осуществление образовательного процесса на имеющихся кустарных производствах. При этом профшколы не только готовили специалистов, но и воспитывали учащихся, давали им общее образование.