Тайная вечеря – это сюжет, пользовавшийся среди мастеров эпохи Возрождения большой популярностью. Венецианский художник Тинторетто написал свою картину персонально для церкви Сан-Джорджо Маджоре, где она и хранится по сию пору.
Место действия картины – маленькая небогатая таверна. Ее пространство, кажущееся бесконечным, наполняет полумрак; эту безграничность и объемность пространству придает длинный стол, который художник разместил под углом, словно пересекая плоскость полотна. В этой картине мастером был запечатлен следующий эпизод: Иисус преломляет кусок хлеба и говорит: «Сие есть тело Мое». В данной сцене царят мистическое волнение и глубочайшая духовность, они охватывают всех, кто совершает пасхальную трапезу. Любители живописи по настоящему оценят картину, даже если они не читали Библию и не знают о происходящем на ней. Вам также понравятся выставки в Москве живописи, где описаны советские пейзажи.
Чтобы усилить таинственность и волнение, витающие в воздухе при совершении чуда, художник применяет контрасты – так, справа на переднем плане представлены фигуры и предметы, казалось бы, вовсе не связанные с сюжетом: владелец таверны ведет разговор со служанкой, женщина берет со стола фрукты в чаше, кошка лезет в корзину с едой, рядом стоят несколько кувшинов… Все и вся погружаются в быт, и бесплотные ангелы, озаренные светом, остаются незамеченными. Художник изображает необычное тройное освещение – сияние от ангелов, колеблющееся пламя светильника и сияние нимбов на головах Иисуса и апостолов.
Возможно, Тинторетто был вдохновлен световыми эффектами, которые увидел в какой-нибудь маленькой таверне, где единственным источником освещения был факел, да пара свечек. Обычный тусклый свет в воображении художника обратился феерической картиной. Если бы не волшебство освещения, полотно, вероятно, было бы совершенно обычным. В отличие от да Винчи Тинторетто передает коллективное сознание, а не индивидуальную личность, и его произведение обволакивает всеобщее настроение.
Мерцающее освещение – это средство создания удивительного чувства волшебства, которое полностью преображает повседневность, делает из обыденного случая чудо – чудо, в котором раскрывается духовное общение нескольких людей, которые преданны друг другу, своему Учителю, общей идее. Маленькие светильники из меди создают ослепительные потоки света, клубы пара преображаются в сонмы ангелов, а волшебный свет словно скользит от одного предмета к другому, зажигая в них тихое призрачное сияние, преображающее бедную обстановку таверны.