Творчество Василия Сурикова принадлежит к высшим достижениям русской культуры 19 века. Глубина людских образов в его картинах соединилась с восхитительной красотой художественного воплощения.
Когда пересматриваешь альбом репродукций выдающегося живописца, то глубоко поражаешься своеобразием, многогранностью таланта и шириной творческого диапазона. В совершенстве овладев живописным мастерством, объединяя в образах своих картин целые эпохи жизни народа, Суриков сумел создать подлинные шедевры искусства, которыми восхищались раньше и не перестают восхищаться в наше время.
Василий Суриков является создателем множества исторических полотен, посвящённых станицам русской истории, её наиболее напряжённым, переломным моментам. Главным героем своих картин Суриков избрал народную массу – разнообразную, проникнутую разнообразными чувствами, богатую индивидуальностями. Уникальное дарование Сурикова проявилось в том, что он был художником, способным воплотить на холсте не только облик, но и сам дух исторических событий.
Невозможно не восхищаться яркостью, насыщенностью творчества Василия Сурикова. Из всех прекрасных полотен этого великого живописца, можно выделить картины, которые способны оставить в памяти любого увидевшего их просто неизгладимый след. Это – полотна «Боярыня Морозова» и «Степан Разин».
Когда впервые видишь
картину «Боярыня Морозова», невозможно не поразиться умением Сурикова так живо воссоздать дух исторических событий. На этом полотне художник запечатлел эпизод из истории 17 века – момент, когда боярыню-раскольницу, верную сподвижницу протопопа Аввакума, позорно провозят по Москве, перед тем, как заключить в тюрьму.
Проклинающая «никониан», скованная, но полная огромной духовной силы, обречённая боярыня исступлённо поднимает к верху двоеперстие раскольников, призывая народ оставаться верным своей старой вере. Каждый из многочисленных персонажей толпы, стоящих на заснеженной улице, по обе стороны от саней, - людей, которые издеваются, открыто иль тайно сочувствуют боярыне, или же просто остаются равнодушными к её судьбе, - представляет собой какую-то грань характера народа во всех его противоречиях. Художник умело передаёт движение толпы, пестроту старинных одежд, достигая отличного эффекта в чёткой передаче атмосферы зимнего дня.
В этой картине Суриков выразил непобедимый дух народа, передал волю и силу духа русского народа.
Не менее впечатляет и образ Степана Разина в одноимённой работе, ставшей одним из последних монументальных замыслов художника, зародившихся в период русской революции. Эта картина, как и ранние работы художника, была связана с народными движениями. Бунтарская природа горячего патриотизма Василия Сурикова особенно ярко выражена на этом полотне.
Современная художника критика и позднейшие исследователи находили в этом произведении различные недостатки. Вполне вероятно, в этих суждениях была доля истины. Тем не менее, «Степан Разин» - это замечательное творение великого художника. Оно проникнуто эпическим размахом. Ощущения этого дают поза и лицо задумавшегося атамана, какой-то сказочный полёт знаменитого разинского струга с вскинутыми кверху вёслами, широкий пейзаж, уносящий в безбрежные дали – туда, где вода сливается с небом.
Суриков прекрасно справился с композицией этого огромного полотна, дав прочувствовать движение лодки, её «полёт». Образ Разина в какой-то степени навеян мыслями самого художника. Мыслями о России, о народе, об его судьбе – тем, что волновало великого живописца всю его жизнь.