В 1891 году к 50-летию гибели Михаила Юрьевича Лермонтова вышло полное собрание его сочинений, иллюстрации к которому готовили лучшие художники России, такие как Серов, Врубель. Среди них также была работа и Ивана Ивановича Шишкина, посвященная стихотворению «На Севере диком…».
Подобно стихотворению поэта, на полотне звучит холодными нотами отчаяние одиночества. Заснеженную вершину скалы, на фоне глубокого ущелья, в лучах зимней луны, венчает одинокое дерево, присыпанное снегом. Свет невидимой луны выделяет контрастом белизну вершины, темноту ущелья и темно-синюю ночную даль. Редкие облачка на небе словно съежились от пронзительного ночного холода и как абсурд в этом царстве холода – живое дерево.
Это дерево и есть основным центром картины - огромная и крепкая сосна, согнула свои ветки под тяжестью снега, что-то в ней есть неуловимое, непохожее, то, что отличает ее от своих реальных сестер. Ответ можно найти в самом стихотворении, в строчках: «Прекрасная пальма растет». Художник как бы явил нам сонные зимние грезы сосны-пальмы. То ли игра света, то ли странные груды снега на ветвях создают ощущение не просто сосны, а объекта, находящегося сразу в двух мирах – в явном, зафиксированным холодным прожектором луны и в скрытом, отсылающим нас за тысячи километров в жаркую пустыню.
Стилистические особенности этого произведения созвучны по духовной манере с пейзажами Архипа Ивановича Куинджи. Их двоих связывало кроме дружбы и нечто большее, поиск в красоте природы чего-то трансцендентного и потустороннего, которое очень трудно увидеть, а еще трудней зафиксировать, запечатлеть на полотне.
После такой истории хочется чего-то тепленького. Что если посетить Мексику родину ацтеков? Но, это можно сделать не выходя из дома. Достаточно в
золото ацтеков играть на компьютере.
Для творчества Шишкина не характерно обращаться к теме «зимы». Полотно «На севере диком» является исключением, но это, ни в коей мере не умаляет тот высочайший уровень мастерства – умение передать не только глубокий смысл лермонтовского стихотворения, но и собственные чувства художника, его эмпатическую связь с поэтом.
Если отойти от романтической составляющей, которой всегда сопутствует некоторая грусть и отстраненность, в картине присутствует некий оптимизм и даже образ определенной жизненной позиции. Эта сосна не минуту назад появилась на вершине скалы, она долгие годы противостояла стихии и, причем успешно.
И, сейчас, стоя окутанной снегом и лунным светом, не снится ли ей солнечное лето и шум в собственных ветвях теплого ветра.