Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/jecka/data/www/artist-gallery.ru/engine/modules/show.full.php on line 292 DataLife Engine > Версия для печати > Альбрехт Дюрер. Биография и анализ творчества.
DataLife Engine > Выдающиеся личности > Альбрехт Дюрер. Биография и анализ творчества.

Альбрехт Дюрер. Биография и анализ творчества.


6-12-2012. Разместил: admin2

Альбрехт Дюрер. Биография и анализ творчества.Альбрехт Дюрер для многих остаётся фигурой совсем неизвестной на фоне таких деятелей итальянского Возрождения как Леонардо да Винчи, Миикеланджело, Рафаэль и многие другие достойные. А тем не менее, для эпохи Ренессанса, это фигура не менее значимая, чем остальные. Ведь что объединяло творцов этой эпохи? Это жажда новаторства, поиска чего-то нового и оставления следа в истории искусства. Вот мне сейчас, человеку не богемному и достаточно приземлённому трудно представить себе, что я могу быть основоположником начала. А у них было время такое, как будто Бог своим перстом указал, что это ты и поступить иначе, значит сделать что-то богопротивное.

У Альбрехта третьего ребёнка из восемнадцати были все предпосылки, чтобы стать тем кем он стал. Родившись в семье золотых и серебряных дел мастера, он с детства находился в мастерской, помогая отцу. С детства был привычен к тяжёлому труду, потому что дело отца в те времена называлось ремеслом по праву. Мальчик не только помогал отцу, но и привносил в его произведения столь рано обозначившийся талант. Нередко, когда у Дюрера-старшего возникали трудности с подбором рисунка на заданную тему на помощь ему приходил Альбрехт. Рано рассмотрев истинное направление дарования сына, отец, как ему это было не прискорбно, отдал мальчика к нюрнбергскому мастеру Михаэлю Вольмегуту. А было это в 1486 году, когда Альбрехту исполнилось 15 лет.
И здесь юному дарованию скоро становится тесно. Тщательно перерисовывая эскизы для сотен гравюр, он отточил свое мастерство, которое уже начало давать полноценные ростки. Так он активно поучаствовал в оформлении иллюстраций к «Нюрнбергской хронике» Гартмана Шеделя. Но вольный ветер его таланта рвался на волю из консервативных стен своего учителя, яркого представителя немецкой школы, зажатого рамками устоявшихся понятий.
Так в 1490 году он отправляется в путешествие по городам Франкфурт-на-Майне, Майнц и Кольмар. Стоит сказать, что такие путешествия обходились совсем недёшево, но тем не менее его отец, человек далеко не состоятельный, понимал необходимость такого путешествия. В Кольмаре Альбрехту прежде всего необходима была встреча с известным мастером М. Шопгауэром. К сожалению их общение продлилось недолго, последний скоропостижно скончался и путь парня привёл в Базель, центр книгопечатания Европы. Венцом пребывания в Базеле стала работа над сатирическим памфлетом «Корабль дураков» С. Брандта. Но отсутствие сына явно затянулось и отец донимает парня письмами с гневными требованиями вернуться.
По возвращении, в 1494 году Альбрехт был обручен с дочерью одного из знатных людей Нюрнберга. Невесту звали Агнеса Фрей. Нельзя сказать, что они всю жизнь прожили в любви и согласии, но тем не менее, Агнеса надёжно со временем встала на защиту финансовых вопросов семьи. Занимаясь реализацией гравюр и рисунков Дюрера, она помогала семье жить более менее достаточно. К сожалению, на картины уходило слишком много времени, а вознаграждение, как правило, было не столь значительно. А вот гравюры с известной монограммой ( которая появилась в 1497 году) пользовались большим спросом, нашлось даже не мало мошенников, пытавшихся выдать свои произведения за руку известного немца. Отличительной чертой Дюрера была его работоспособность, как следствие после жизни мастера осталось около тысячи гравюр и рисунков.
Но время бежит неумолимо, а сколько ещё нужно познать. И вот оставив молодую жену, снова в путь. Непознанными ещё являются работы итальянских художников. В Венции Дюрер знакомится со знаменитым Джованни Беллини. Работы мастера не могут оставить равнодушными Альбрехта, ведь в них есть то, чего не достаёт пока ему самому. Плавности и утончённости линий, наконец-то можно избавится от присущей его ранним работам угловатости и скованности движений. Здесь же он знакомится с Якобо Барбари, который знакомит его с понятием пропорции, перспективы и золотого сечения. Пытливый ум немца и убеждения Якобо приводят Альбрехта к мысли, что не худо бы заняться изучением геометрии. Ещё одним знаковым моментом этого периода стала встреча с Вилибальдом Пиркгеймером, другом детства, дружбу с которым он пронесёт через всю свою жизнь.
Вернувшись домой в 1495 году Дюреру, наконец, удаётся открыть собственную мастерскую. С этих пор начинается наиболее плодотворный и значимый период в его творчестве.
Дюрер прежде всего знаменит как гений гравюры. Первые его пробы были ксилографией, то есть гравюрой по дереву. А что же такое гравюра? « Разновидность так называемой «высокой печати» - нанесенные на деревянную доску штрихи обрезаются вокруг, затем места, которым предстоит остаться светлыми, вынимаются с помощью стамески. Краска наносится на выпуклые места, затем делается отпечаток – что возможно как на станке, так и вручную.» Как видим труд не из лёгких, и требует усилий не одного человека, поэтому мастерская пришлась как нельзя кстати.
Одним из знаменитых произведений начала этого периода была гравюра «Четыре ведьмы». На ограниченном пространстве размещены четыре обнаженные фигуры женщин, которые похоже обсуждают что-то не для лишних ушей. Они расположены на ступенях разных уровней. Слева за ними подглядывает Дьявол в виде ужасного монстра, на полу лежит череп и кости, как символ неизбежности смерти. В этом сюжете видна так присущая Дюреру двойственность толкований. С одной стороны это могут быть три грации с богиней раздора — Эридой, собравшиеся судить Париса или ведьмы плетущие свои коварные сети. Последнее тем более вероятно, что недавно вышла книга Папы Иннокентия VIII, яростно нападающего на всякого рода колдовство и утверждающего, что Дьявол обычно облекается в тело женщины. И Якоб Шпренгер издаёт свой «Молот для ведьм» эдакое пособие для охотников за последними.
Можно выделить ещё один сюжет этого 1497 года. «Сон доктора или Искушение лентяя». Осуждая праздность и лень, здесь на переднем плане появляется Венера, как носитель опасности для неокрепших духом. Она вместе с Дьяволом (на заднем плане) тянется к уснувшему доктору, который поддавшись искушению лени уязвим для греха похоти. На это же намекает яблоко на печи.
Подобная двойственность свойственна множеству гравюр мастера и тем интереснее для исследователей и зрителей.
Окрепнув талантом Альбрехт в 1498 году приступает к сериям гравюр «Страсти христовы» и «Апокалипсис». Последний цикл как нельзя более актуален. В воздухе уже витает дух Реформации, по земле носится всадник на Бледном коне в виде чумы. Пятнадцать сюжетов запечатлено на гравюрах цикла “Апокалипсис». Это всё видения апостола Иоанна.
Дюрер выходит на вершину своего мастерства. Используются не только прямые штрихи, но и за счет пересечений явно показаны переходы, светотени, складки одежды. Кажется, что и в цвете не передать этого колорита, объёма и стремительности движения фигур в статичной картинке. Композиционно каждая гравюра представлена тремя уровнями, небом, землёй и ландшафтом. На небе происходит ожесточённая битва, впереди воинства света Спаситель, противостоит ему Сатана в виде дракона с семью головами и десятью рогами. На земле претерпевающие наказания за жизнь неправедную люди. И как бы фоном и контрастом этого мы видим умиротворённый и спокойный ландшафт. На заключительной доске автор объединяет два сюжета в один: это заточение Сатаны в подземелье одним ангелом и указание другим пути Иоанну на святой город Иерусалим.
Чтобы подытожить тему гравюр рассмотрим наиболее известные и знаковые вещи Альбрехта Дюрера — уже полностью состоявшийся мастер к 1514 году сотворил три произведения «Рыцарь, Смерть и Дьявол», «Меланхолия» и «Св. Иероним в келье».
Помимо мастерства изображения каждая из них несёт гораздо больше. Это и размышления автора о предназначении каждого человека, веяние эпохи, сомнения и борения человечества и неизбежность рока с глубокой богобоязнью.
Рыцарь как истинный христианин всей своей жизнью стремится приблизится к Богу. Только в замке (символ олицетворяющий Бога) он найдет покой и умиротворение. А на пути его преследует Дьявол, искушения на каждом шагу, а времени так мало. Да и Смерть всегда за левым плечом. Вот так и каждый человек должен следовать по пути рыцаря и осознавать окружающую его опасность.
Святой Иероним сидит в полумраке, склонившись над книгой. Манящие лучи солнца пробиваются сквозь стекло, нарушая его сосредоточенность. Вся сцена показывает преимущество созерцательной стороны над деятельной в жизни христианина. Верные друзья собака и лев прилегли в полудрёме на переднем плане. А череп и песочные часы указывают на скоротечность жизни.
(Святой Иероним при жизни был признан одним из самых образованных священников. Проведя жизнь в учении, аскезе и покаянии, он оставил после себя канонический латинский перевод Библии и множество легенд. Одной из них была пришествие раненого льва в храм. Святой достал занозу из его лапы и навсегда сделал его своим другом и попутчиком.)
На заключительной гравюре изображена фигура Меланхолии, склонив задумчиво голову на ладонь, она олицетворяет собой творца в интервале между творениями. Когда после очередного произведения наступает временная опустошенность и депрессия. И так, теребя циркуль, смотришь на строительные инструменты, фигуры и думаешь, а что дальше. В небе летает чертенок в виде летучей мыши, а рядом верный пёс и ангел-хранитель, которые никогда не оставят. На стене продукт учения и озарений - магический квадрат из чисел, у которого сумма всех линий и диагоналей равна 34.
Эти три гравюры порой объединяют как единое целое, но Дюрер их никогда так не рассматривал. Стоит сказать, что наиболее большое количество сделанных Дюрером копий приходится на «Св. Иеронима в келье». Во время своего путешествия в Нидерланды в 1521 году его жена её продажей существенно пополнила семейный бюджет.
Наряду с гениальными гравюрами, Дюрер выделяется среди соотечественников и своими картинами. Уже в ранних картинах отмечается его самобытность и новаторство. Глубокое чувство природы, цвета и световоздушной среды видны в 1493 году в его холсте «Куст травы». Коварство, злоба, лесть и неприкрытая ненависть в образах фарисеев вокруг по-юношески хрупкой фигуры Христа в картине 1506 года «Христос среди книжников». Чувственность, красота и лёгкий флирт во взгляде девушки на «Портрете венецианки» 1505. «Семь печалей девы» как бы повторяют фрагментарность его гравюр. На одном холсте изображено семь сюжетов из жизни Христа и его матери.
Но наиболее показательными являются портреты Дюрера. В каждом из них отображен человек как он есть, без религиозного налёта и каких-либо условностей. Со своими переживаниями, внутренним напряжением и индивидуальностью. Первый свой автопортрет Альбрехт высылает отцу на смотрины будущей невесте. Он молод, целомудрен, но не лишен упорства и чувства собственного достоинства (1493г). Далее будут автопортреты более зрелого человека, в которых Альбрехт, то одевает себя в аристократические одежды, то размещает композиционно себя анфас, что не принято для простого человека. Во всем этом видится воля художника имеющего четкие представления о своем творчестве и своем месте в мире искусства.
Помимо изобразительного творчества художник унаследовал интерес и трудолюбие при изучении популярных на то время наук. Таких как математика, астрономия, геометрия и естествознание. Как и Леонардо да Винчи он изучал пропорции человеческого тела, конструировал модели, чтобы понять природу движения. Так его «Адам и Ева» (1507г) созданы подчиняясь законам правильного построения. Изучение перспективы совместно с Барбари принесло в его картины соразмерность переднего и задних планов на его гравюрах и картинах. И тем не менее, иногда Дюрер отступал от законов и рисовал так как он это видит и чувствует, и эти произведения ни в коем случае не выпадают из его гениального наследия.
За свою недолгую и трудную жизнь Альбрехт Дюрер не только смог из простого ремесленника превратится в почетного члена рейстага Нюрнберга. Но и заслужить пожизненную выплату в 100 гульденов ежегодно от самого императора Максимилиана I. Правда он так и не получил её ни разу. И в те времена бюрократический аппарат не облегчал жизни своих сограждан. В последние годы жизни мастер уже не могу уверенно держать кисть и резец. Поэтому он перешел на подытоживание своих знаний о природе красоты и поиске прекрасного. Он стал писать труд «Четыре книги о пропорциях». В надежде на то что его работа поможет будущим художникам не тратить время на поиски и избавит от ошибок. Так же он занимался проектом сооружений и фортификаций, что отображено в одной из его книг.

Фигура Дюрера для немецкого народа поистине бесценна. Он не только является гениальнейшим художником Германии, но олицетворением своего отечества. И хотя о нем написано немало трудов, кажется что он всё же до конца ещё не изучен. В человеке, который лично знал таких личностей как Пикгеймер, Эразм Ротердамский, Томас Мюнцер и др. сокрыто ещё множество интересного и загадочного.



Вернуться назад