Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/jecka/data/www/artist-gallery.ru/engine/modules/show.full.php on line 292 DataLife Engine > Версия для печати > Линия судьбы. М.А. Врубель
DataLife Engine > Выдающиеся личности > Линия судьбы. М.А. Врубель

Линия судьбы. М.А. Врубель


3-08-2013. Разместил: irina
Линия судьбы. М.А. Врубель
М.А. Врубель родился 17 марта 1856 г. Его отец Александр Михайлович – выходец из семьи прусских поляков – служил строевым офицером, а 1860-е гг., окончив Военно-судную академию, стал военным судьей.

Мать Михаила Александровича – Анна Григорьевна Басаргина – умерла, когда сыну исполнилось три. Через четыре года второй женой отца и приёмной матерью живописца стала Елизавета Христиановна Вессель, пианистка.

В силу специфики службы родителя, семья часто меняла место жительства, но где бы она ни жила, везде мальчик занимался живописью. После гимназии юноша, окончив юридический факультет в Петербурге, в 1880 г. поступил в Академию Художеств, выпускником которой стал в 1884 г.

Его преподавателями среди прочих были И.Е. Репин и П.П. Чистяков. Именно П.П. Чистяков рекомендует новоиспеченного мастера кисти известному петербургскому профессору искусствоведу А.В. Прахову, который руководил реставрационным процессом в Кирилловской церкви в Киеве. Врубель был приглашен, и во многом этот этап в творчестве определил его стиль. Он глубоко проникся византийским искусством с его мозаичными узорами и насыщенными красками, глубиной и высоким духом. В 1884 г. молодой человек едет в Венецию для изучения периода раннего Ренессанса, а по возвращении в Киев в 1885 г. заканчивает работы и пишет эскизы для оформления уже Владимирского собора. В этот же период художник дарит миру такие картины как «Гамлет и Офелия», «Девочка на фоне персидского ковра» и «Восточная сказка».

В 1889 г., переехав в Москву, состоялось знакомство с крупным промышленником и меценатом С.И. Мамонтовым, принимающим деятельное участие в судьбе многих творцов того времени, в том числе и Врубеля.

В 1890 г. начинается воплощение одной из ключевых тем его творчества – темы Демона. Появляется полотно «Демон сидящий». «Пишу демона, т.е. не то, чтобы моего монументального демона, которого я напишу со временем, а «демоническое»…» – говорит Михаил Александрович об этой работе.

90-е гг. проходят очень плодотворно, Врубель пробует себя в самых разных видах изобразительного искусства. Его гений открывается и расцветает. Созданы шедевры «Венеция», «Суд Париса», «Испания», «Гадалка», «Богатырь», «Пан» и серия великолепных портретов.

В 1896 г. мастер знакомится со своей будущей супругой Надеждой Ивановной Забелой, солисткой Русской частной оперы С.И. Мамонтова. В этом же году, благодаря меценату, состоялся его дебют на Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке. Было представлено восемь картин, скульптура и два панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович». Несмотря на то, что представители комиссии Петербургской Академии художеств выступали против этих работ, сочтя их «нехудожественными», Савва Иванович создал для его произведений отдельный павильон рядом со входом на выставку. Необходимо отметить, что на протяжении всего творчества художника сопровождало одиночество гения, который опережает свой век. Его манера письма, техника, краски и формы вызывали недоумение и непонимание большинства современников.
Хотя сегодня многие даже наследуют их, изучая работы великого художника, выискивая необходимые материалы для них, которые, кстати, можно приобрести в интернет магазине для художников.
В 1899 вновь просыпается Демон и начинается работа над «Демоном летящим», оставшаяся незавершенной.

Рубеж веков живописец ознаменовал холстами «К ночи», «Сирень» и «Царевна Лебедь».

В 1901 г. родился сын Савва. Долгожданный ребенок был слабым, с заячьей губой и умер в возрасте 2 лет от болезни. Это сломило уже пошатнувшееся к тому времени душевное равновесие Михаила Александровича.

В 1902 г. Врубель пишет своего поверженного Демона, который подвергается жёсткой критике, что только усугубляет недуг её создателя. Он практически постоянно находится под наблюдением врачей и много времени проводит в клиниках. Тем не менее, в моменты просветления продолжает творить. Последней и неоконченной работой в 1906 г. стал портрет В.Я. Брюсова. Врубель слепнет и предшествующие концу четыре года жизни проводит в темноте. Рядом с ним находятся его жена, которая часто поёт для мужа и старшая сестра Анна.

14 апреля 1910 г. наступила смерть. Похороны состоялись на Новодевичьем кладбище.


Вернуться назад