Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/jecka/data/www/artist-gallery.ru/engine/modules/show.full.php on line 292 DataLife Engine > Версия для печати > Краткая история пастельной живописи
DataLife Engine > История живописи > Краткая история пастельной живописи

Краткая история пастельной живописи


30-09-2012. Разместил: admin
Первоначально воспринимавшаяся как вспомогательный вид рисования, пастель со временем стала одной из самых значимых и излюбленных техник европейских художников.
Этот вид живописи довольно молод, его прообразом являются угольный набросок, но возможности пастели значительно богаче. Материал хорошо передаёт цветовые оттенки и структуру. Пленительная живость красок в разное время привлекала художников, особенное очарование в этом находили импрессионисты, уделяющие много времени передаче света и воздуха. Кроме этого, преимуществом пастели является удобство использования, - для неё не требуется вода, поэтому с ней одинаково хорошо работать и на пленэре и в студии.
История рождения пастельной живописи началась в эпоху Ренессанса. Возрождались былые традиции, признавалось совершенство природы и пастельный рисунок стал не просто частью подготовительной работы, а самостоятельным произведением искусства. До современников дошли многочисленные эскизы, выполненные с помощью сангины (красно-коричневый карандаш), мелом (белый и бурый), карандашом и пером. Главным образом, это обнажённые натуры и портреты. Технику использовали такие мэтры как Верроккьо, Рафаэль, Ян Ван Эйк и другие. Сам Леонардо да Винчи упоминал о «сухих красках» при написании трудов.

В XVIII веке, когда французский абсолютизм стал клониться к закату, пастельная живопись доросла до технического совершенства. Для многих знаменитых художников того времени, пастель стала излюбленным материалом. Это было идеальное время для использования всех возможностей материала.
Один из основателей Французской академии, Шарль Лебрен, являвшийся придворным живописцем Людовика XIV, даже создал небольшой цикл портретов короля. Жозеф Виньонс, также приближённый ко двору и любивший пастель, в своих работах запечатлел всю роскошь и блеск светской жизни. Одна из самых утончённым женщин-портретисток, Розальба Каррисра, использовала «сухие краски» для передачи цветового богатства и лёгкости написанных структур.

Романтизм, захвативший умы людей в конце XVIII, принёс новое понимание искусству. Живопись стала частью образования и молодые студенты из Северной Европы, используя свои художественные навыки, выполняли многочисленные наброски во время путешествий, целью которых тоже было приобщение к культуре. Всецело посвятил себя пастели Морис Кастен де Латур – создатель грандиозных по своему воплощению картин, способных посоперничать с лучшими масляными образцами.

XIX век принёс перемену идеалов, теперь художники проявляли интерес к натуре и изучению движения. Представление о красоте тоже изменилось, приобрела популярность костумбрийская живопись,- изображение бытовых сцен, простых людей за повседневными занятиями. Всё больше внимания стал привлекать к себе пейзаж, пастель была хорошим средством для передачи мимолётных природных явлений. Реалистичные картины Жан Франсуа Милле могут послужить хорошим примером творчества того периода.

Величайшего расцвета пастель достигла в импрессионизме. С помощью «сухих красок», отличающихся яркостью и разнообразием оттенков, художникам этого направления удавалась хорошая передача цвета. Все известные представители того времени обращались к этой технике, она занимала лидирующую позицию в творчестве таких мэтров как Эдгар Дега и Эдуард Мане.

Материал пришёлся по вкусу и в дивизионизме, принцип техники которых заключался в использовании при написании картин несмешанных цветов. В своих работах её использовали Жорж-Пьер Сёра и Поль Синьяк.

«Сухие краски» полюбили и авангардисты, движение которых приходится на XX век. Символисты нашли в ней тонкость для передачи своих переживаний и выражения новых форм игры с воображением. Фовистам понравилась яркость и контрастность, передаваемая пастелью. Экспрессионисты пришли в восторг от дикой выразительности цветов.
Импрессионисты значительно расширили набор приёмов использования пастели и, начиная с XX века, к технике писания «сухими красками» начали обращаться практически все художники.

Вернуться назад