Это интересно

Наш опрос

Интересуют ли вас услуги качественной печати картин на холсте (репродукции)?

Да, интересует
Я покупаю только оригиналы
Я сам могу сделать репродукцию
Мне это не нужно



Показать все опросы
Экспонат:

Становление Гжели

  |   Рубрика (раздел): Прикладное искусство

Актуальность задачи развития кустарной, ремесленной промышленности в условиях раз­рухи после Октябрьской революции определялась тем, что изделия национальных промыслов пользовались спросом за рубежом. Кроме того, в кустарной промышленности была занята значительная часть работоспособного населения. В апреле 1919 г., в разгар гражданской войны, В. И. Ленин подписал декрет ВЦИК и СНК «О мерах содействия кустарной промышленности», согласно которому предприятия этой отрасли объявлялись неприкосновенными, и принималась программа по развитию художественных школ.


Сегодня нельзя точно сказать, когда на гжельской земле было организовано первое при со­ветской власти художественно-промышленное образовательное учреж­дение, но найденная «Личная штатная ведомость» Гжельских мастерских содержит информацию, дающую основание утверждать, что наиболее веро­ятным периодом является 1918 г.

В 1919 г. было принято «Положение о художественно-промышленном совете», копия которого выслана и в Гжельскую профшколу. В этом доку­менте, подписанном А. Луначарским, говорится: «Художественно-Промыш­ленный Совет рассматривает и представляет в Коллегию Художествен­но-Промышленного Отдела на утверждение все вопросы, касающиеся как художественно-промышленного образования, так и развития и совершен­ствования в области Художественной промышленности».

В октябре 1919 г. состоялось первое заседание Художественно-Промыш­ленного Совета, куда официальным письмом были приглашены гжельские керамисты. В «порядке дня» третьим пунктом стояло обсуждение положения художественно-промышленных и учебно-производственных мастерских .

В конце 20-х гг. СССР берет курс на решение «триединой задачи по ко­ренному переустройству общества» (индустриализация, коллективизация сельского хозяйства и культурная революция). В годы первой пятилетки (1928 - 1932) коллективные хозяйства (колхозы) организовывались не только для сельскохозяйственного производства. Создавались и так называемые про­мысловые колхозы (промколхозы) - добровольные кооперативные объедине­ния крестьян, сочетавших сельскохозяйственное производство с занятием кустарными промыслами. В полной мере такой тип коллективного хозяйства относился к гжельскому району традиционного бытования керамического на­родного художественного промысла. Все артели, активно создающиеся в гже­ли на рубеже 20-х - 30-х гг., имели статус промколхозов с общими станками, сырьем, плановым ведением хозяйства и периодической финансовой и адми­нистративной отчетностью перед контролирующими органами.

Основным типом с 1920 г. по 1940 г. являлась школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). В сель­ской местности квалифицированных рабочих готовили школы крестьянской молодежи (ШКМ). В Гжели и некоторых других районах, где были развиты кустарные промыслы, создавались школы кустарного ученичества (ШКУ), купить Гжель можно было в основном только здесь.

В декабре 1926 г. был подготовлен и представлен для утверждения в Моспрофобр проект устава Гжельской Школы Кустарного Ученичества, и в на­чале 1927 г. Гжельские учебные мастерские были преобразованы в Гжель­скую керамическую школу кустарного ученичества (ГШКУ), при этом первые документы ГШКУ печатались на бланках Гжельской керамической школы образца 1923 г.

Имевшая место в первые годы советской власти «чехарда» с организацией кустарной промышленности и художественно-промышленного образования на самом деле говорит о серьезности, с которой молодое советское государство относилось к народным художественным промыслам (в частности, к гжель­скому), реформированию их и соответствующего направления народного образования. Характерной чертой развития художественно-промышленного образования тех лет был поиск оптимальных организационных форм обучения, предусматривающих осуществление образовательного процесса на име­ющихся кустарных производствах. При этом профшколы не только готовили специалистов, но и воспитывали учащихся, давали им общее образование.

 (голосов: 1)

Скачать в полном разрешении экспонат: Становление Гжели


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Похожие экспонаты по теме:
Случайный выбор экспоната из галереи:



Главная страница   |   Загрузить картину   |   Информация   |   Обратная связь
Copyright © 2013 Artist-Gallery. Галерея искусства
Яндекс.Метрика