Это интересно

Наш опрос

Интересуют ли вас услуги качественной печати картин на холсте (репродукции)?

Да, интересует
Я покупаю только оригиналы
Я сам могу сделать репродукцию
Мне это не нужно



Показать все опросы
Экспонат:

Искусство Италии. Раннее возрождение.

  |   Рубрика (раздел): История живописи
Родоначальником ренессансной архитектуры был Филиппо Брунеллески (1377—1446), создатель монументального символа Флоренции, грандиозного восьмигранного купола, возведенного в 1420— 1436 гг. над построенным еще в XIV в. собором Санта Мария дель Фьоре. Его мощный, четкий силуэт и ныне царит над городом. Купол, с его безупречной инженерной конструкцией, патетическим великолепием формы, зримо воплощает торжество разума — магистральную идею культуры Возрождения. Принципы гармоничной центрической композиции, особенно занимавшей умы зодчих этого переходного времени, были развиты Брунеллески в капелле Пацци (начата в 1429), возведенной при церкви Санта Кроче во Флоренции. Небольшая прямоугольная в плане капелла завершена легким куполом; фасад ее включает шестиколонный коринфский портик с большим средним пролетом, перекрытым аркой. Благородная цельность и изысканная простота архитектоники придает постройке удивительную человечность.
Новое зодчество не подавляло чувства зрителя тяжелой массой (как порой романика), не увлекало его взор в высшие сферы, создавая иллюзию отрешения от земного (как готика), оно утверждало равновесие телесных и духовных ил человека, внушая ему уверенность в собственных силах. Одной из важнейших проблем, блестяще разрешенных итальянской архитектурой XV в., явилась разработка структуры городского дворца (палаццо), послужившего прототипом позднейших дворцовых построек: сформировался тип величественного прямоугольного в плане здания с единым замкнутым объемом, с помещениями, расположенными вокруг внутреннего двора. С именем Брунеллески связывают сооружение центральной части палаццо Питти (с 1440), фасад выложен здесь крупным рустом, усиливающим впечатление грубоватой, но в то же время «рыцарски» собранной, уверенной мощи.
Важный этап ренессансного зодчества воплотил в своей деятельности Леон Баттиста Альберти (1404—1472), который был также выдающимся теоретиком архитектуры и философом. Он с особой последовательностью и пластичностью применял античную ордерную систему, гармонично расчленяя дворцовую стену пилястрами (палаццо Руччеллаи во Флоренции, 1446—1451, построен Бернардо Росселлино по планам Альберти), уподобляя церковный фасад римской триумфальной арке (церковь Санта Андреа в Мантуе, 1472—1494). Эволюцию городского дворца периода раннего Возрождения завершает палаццо Строцци во Флоренции (строительство начато в 1489, архитектор Бенедетто да Майяно), увенчанный богато профилированным карнизом (1496 - 1505, архитектор Кронака), контрастно сопоставленными с суровой простотой стен; внутренний двор, сообщаясь с уличной магистралью, обретает тут более открытый, парадный характер.
Скульптура теперь все чаще входит в архитектурные ансамбли на равноправных началах, не подчиняясь зодчеству всецело, как это бывало обычно в Средние века. Использование центральной перспективы, сложных пространственных построений обогатило возможности рельефа. Выдающиеся образцы рельефной пластики связаны с именем Лоренцо Гиберти (ок. 1381 —1455), украсившим во флорентийском Баптистерии сто северные двери (1404— 1424), а также восточные «Райские» двери (1425—1452) десятью многофигурными рельефами, которые поражают живым изяществом ритма и моделировки фигур, величавой пространственной свободой архитектурных и пейзажных фонов.
В мастерской Гиберти обучался Донателло (ок. 1386—1466) — другой славный реформатор итальянской скульптуры. Испытав огромное влияние как готики, так и античной пластики, он сумел органически соединить экспрессию позднего Средневековья с новым героическим идеалом совершенной человеческой личности. Его знаменитый Давид (1430) — ранний пример свободно стоящей фигуры — неоднозначно воспринимается с разных точек зрения, благодаря чему рождается образ удивительно драматичный и в то же время мужественный и цельный. Первым ренессансным конным монументом стал исполненный Донателло памятник кондотьеру (наемному военачальнику) Гаттамелате в Падуе (1447—1453), проникнутый пафосом суровой воли, могучей энергии и рыцарского благородства. В позднем творчестве Донателло (деревянная статуя Марии Магдалины, 1450-е гг.) усилились готические черты, внутренний религиозный пафос, что свидетельствовало о неустойчивости, изменчивой подвижности ренессансного соотношения между разными сферами бытия, между земным и небесным.
Столь же эпохальной, новаторской, как архитектура Брунеллески или пластика Донателло, явилась живопись Мазаччо (Томмазо Кассаи; 1401 —1428), чьи дарования ярче всего раскрылись во фресках капеллы Бранкаччи при церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции (1427— 1428). Сильная светотеневая лепка фигур, крепко стоящих на земле, сочетается тут с воздушной перспективой, тонкими градациями цветовых тонов, объединяющих фигуры с пейзажем. Эпизоды Священной истории из иконных символов претворяются в драматургическое действо, покоряющее зрителей силой нравственного примера. Евангельские персонажи как бы нисходят с пьедестала, уподобляясь «малым сим», простолюдинам, исполненным спокойного достоинства. Мазаччо предстает самым верным и одаренным продолжателем дета Джотто на пути обмирщения религиозного искусства.
Страстным энтузиастом перспективы, разрабатывающим ее принципы с самозабвенным упоением, стал Паоло Уччелло (ди Доно; 1397-—1475). Любовь к сложным ракурсам, тщательно вычисленным пространственным построениям придает его картинам сходство с демонстрационными таблицами. Но он был и тонким лириком цвета, соединявшим, как и другие большие мастера периода раннего Возрождения (кватроченто), художественно-научный поиск с сильным поэтическим чувством. Созданные им композиции с эпизодами битвы при Сан-Романо (сер. 1450-х гг.) принадлежат к первым батальным картинам в истории европейского искусства. Пафос открытия законов мироздания соединился с тонкой поэзией и в творчестве Андреа Кастаньо (ок. 1421— 1457), чьи образы проникнуты мужественной энергией. Среди его произведений особо выделяется «Тайная вечеря» (1445—-1457, ныне в монастыре Сант Аполлония во Флоренции), построенное, как и все характерные религиозные композиции этого времени, таким образом, что зритель, вовлеченный в сценическое пространство, чувствует себя одним из участников сакрального события.
Мистическое начало, тончайшая лирика души, открытой Божественному откровению, всецело преобладают в живописи художника-монаха Фра Беато Анджелико (ок. 1400—1455). Певучая ритмика линий, нежные переливы красок придают волшебное очарование его произведениям, к примеру, таким, как фрески флорентийского монастыря Сан Марко (1438—1445). Сказочное настроение доминирует в работах Доменико Венециано (ок. 1410—1461), автора алтарного образа «Поклонение волхвов» (ок. 1435—1440). Фра Филиппо Липпи (ок. 1406—1469), который сменил монашеское одеяние на беспокойную профессию бродячего художника, в своих трогательно-лирических образах («Поклонение младенцу», ок. 1460) с одинаковым вдохновением воплощает земное и небесное начала.
Сильные порывы религиозного чувства, придающие многим произведениям периода кватроченто яркую эмоциональность, побуждают говорить о «готической реакции», средневековых чертах, проступающих во флорентийской и других школах XV в. Но это был не столько антагонизм старого и нового, сколько диалог и взаимосвязь разных форм сознания. Религия, теряя абсолютный приоритет в духовной жизни общества, училась устанавливать взаимопонимание с иными, светскими идеями и областями жизни посредством искусства.
Такой диалог стал особенно проникновенным, даже получил напряженную остроту в кон. XV в., когда власть Медичи в лице Лоренцо Медичи, прозванного Великолепным, достигла во Флоренции максимального парадного блеска, который не мог скрыть свирепости политических интриг.
Доменико Гирландайо (Бигорди; 1449— 1494) демонстративно помещает персонажей Священной истории в обстановку современной ему городской жизни (фрески церкви Санта Мария Новелла на сюжеты из жизни Марии и Иоанна Крестителя, 1485—1490). Христианская иконография причудливо соседствует с символикой языческой античности в творчестве Филиппино Липпи (ок. 1457—1504), сына Фра Филиппо Липпи. Трепетная поэзия и утонченный аристократизм отличают живопись Сандро Боттичелли (Филипеппи; 1445—1510). Это крупнейшая фигура в искусстве того периода, тесно связанная с придворной культурой двора Медичи, с синтезом античности и христианства в философии флорентийского неоплатонизма, а с другой стороны, с пламенными проповедями монаха Савонаролы, который призывал погрязшее в грехах флорентийское общество к покаянию.
Искусство Боттичелли покоряет нежной силой лирического чувства. Его знаменитые мифологические картины «Весна» (1477— 1478) и «Рождение Венеры» (ок. 1484) аллегорически славят таинственное могущество природы, ее упоительную красоту. Высшей степени изыска достигает у Боттичелли профильный портрет, принадлежащий к числу излюбленных жанров итальянского кватроченто. В поздних произведениях мастера усиливаются черты мистической экзальтации («Оплакивание Христа», после 1490 г.).
Аристократическая грация доминирует и в скульптуре, ярким примером которой может служить творчество Андреа Вероккьо (Дони; 1435—1488); его «Давид» (1473— 1475) резко отличается от энергичного, волевого «Давида» Донателло своей хрупкой жеманностью. Крупнейший ваятель позднего кватроченто, Вероккьо создал и знаменитый конный монумент — статую кондотьера Коллеони, установленную на площади Санти Джованни и Паоло в Венеции (1479— 1488). Это брутальный образ, полный агрессивной, почти демонической энергии.
Наряду с флорентийской школой интенсивно развивались и иные региональные школы Италии. В распространении ренессансных эстетических принципов в Средней Италии огромную роль сыграл Пьеро делла Франческа (ок. 1420—1492), живописец-монументалист и автор теоретических трактатов. Укрупняя и обобщая формы, он уделял пристальное внимание драматургии света и цвета, добивался удивительной эмоциональности ритма и световоздушной среды; в то же время он строго следовал архитектонике интерьера, который расписывал. К примеру, ансамбль росписей на тему легенды о Животворящем Кресте в церкви Сан Франческо в Ареццо (1452—1466) являет собой триумф строгой композиционной логики и эпического чувства.
Лидером ренессансного движения в Северной Италии стал Андрея Мантенья (1431 —1506), художник-археолог, тонкий знаток античности. Чеканный рисунок сочетается в его произведениях с подчеркнуто объемной, почти скульптурной формой, резкими ракурсами, сдержанным колоритом, впрочем достигающим порой редкой звучности и чистоты. Жизнь предстает тут как поле борьбы, полное смертельных конфликтов и героических триумфов; строгость пластического ритма порой соединяется с дионисийским весельем. Фрески в капелле Оветари при церкви Эремитани в Падуе (1449—1455) выделяются своим суровым драматизмом, тогда как росписи парадного зала дворца Лодовико Гонзаго в Мантуе (1474) отмечены духом праздничной гармонии, мастерством портретных характеристик. В последнем цикле Мантенья, виртуозно объединив реальное пространство с нарисованным, заложил предпосылки живописного иллюзионизма, позднее получившего большую популярность среди художников.
Особняком стояла венецианская школа, изначально тесно связанная с византийскими традициями, проступавшими в золотистом, «вечернем» свечении колорита, которое пришло на смену золоту средневековых мозаик. Алтарная живопись тут безраздельно главенствует над фреской, быстро разрушавшейся в условиях повышенной влажности. Венецианская живопись, так же как и во Флоренции, активно сопряжена с современной художникам городской жизнью, что наглядней всего проявилось в творчестве Витторе Карпаччо (1455/1456 — ок. 1526), создавшего цикл больших многофигурных картин на темы жизни св. Урсулы (1490— 1495). Но искусство Венеции избегает острой конфликтности, тяготея в XV — нач. XVI в. к образам мягкой, созерцательной гармонии божественной, природной и человеческой сфер бытия. В этом отношении вершиной раннего Возрождения здесь явилось искусство Джованни Беллини (ок. 1430—1516), который усовершенствовал технику масляной живописи, добившись особой глубины и сочности тонов. Его алтарные образы чаруют просветленной задумчивостью образного строя, лирической красотой пейзажной среды («Стигматизация Св. Франциска», ок. 1480).
 (голосов: 0)



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Похожие экспонаты по теме:
Случайный выбор экспоната из галереи:



Главная страница   |   Загрузить картину   |   Информация   |   Обратная связь
Copyright © 2013 Artist-Gallery. Галерея искусства
Яндекс.Метрика